БЮРО КИЄВО-ГАЛИЦЬКОГО ВЕРХОВНОГО АРХИЄПИСКОПСТВА УГКЦ

У СПРАВАХ НОВІТНІХ РЕЛІГІЙНИХ РУХІВ І СЕКТ

НОВАЯ ДОКТРИНА ПРАВОВОГО СТАТУСА СОЦИОСУБЪЕКТОВ КАК ОСНОВА ДЛЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ И РАЗМЕЖЕВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ СЕКТ И ДВИЖЕНИЙ

Александр Кириченко 

доктор юридических наук, профессор заведующий кафедрой правоведения

Николаевский национальный университет им. В. А. Сухомлинского

Украина, г. Николаев

Александра Тунтула 

кандидат юридических наук, доцент

доцент кафедры гражданского и уголовного права и процесса  Черноморский национальный университет им. Петра Могилы 

Украина, г. Николаев

 

 

Решение столь деликатной проблемы, как легализация и размежевания новейших религиозных сект и движений, наиболее правильно осуществлять на основе положений разработанного автором, Ю. А. Ланцедовой и А. С. Тунтулой целого ряда новых доктрин и концепций юриспруденции [1; 2 и др.], среди которых в таком аспекте особого внимания заслуживают следующие.

Сущность новой доктрины базисных значений права как краеугольной категории юриспруденции состоит в выделении таких значений права: 1. Право как один из дистанционных нормативных способов (наряду с нормами морали, религии, политической целесообразности) управление волей социосубъектов (регулирования общественных отношений и управления государством). 2. Право как одна из базисных составляющих категорий (наряду со свободой, обязанностью и интересом) правового статуса социосубъектов. 3. Право как суммативная категория, объединяющая все существующее в государстве правовое регулирование [1, с. 39-40].

Рассматривая первое базисное значение права, следует обратить внимание, что наиболее эффективным (с наилучшими результатами), рациональным (с наименьшими затратами) и качественным (при отсутствии противоречий, пробелов и иных недостатков) способами управления волей социосубъектов в гуманистическом обществе являются нормативные, а среди них именно правовые, в рамках только которого должен решаться вопрос легализации и размежевания новейших религиозных сект и движений. 

В контексте реализации второго базисного значения права особую значимость приобретает разработка Конституционного кодекса Украины, который должен появиться результате кодификации Конституции Украины и всех существующих конституционных законов (наряду с Кодексом конституционного судопроизводства Украины, призванному заменить алогично принятый не парламентом, а самим Конституционным Судом Украины Регламент Конституционного Суда Украины и Закон Украины «О Конституционном Суде Украины») и содержать изложение положений следующей системы новых доктрин и концепций правового статуса социосубъектов:

  1. Сущности и состава социосубъектов:

«Социосубъектами в контексте реализации их правового статуса являются: 

  1. Физические лица.
  2. Юридические лица.
  3. Государство как суммативное образование физических и юридических лиц.
  4. Межгосударственные учреждения как суммативные образования физических и юридических лиц различных государств».
  5. Сущности и перечня базисных составляющих категорий правового статуса социосубъектов:

«Правовой статус социосубъектов состоит из таких базисных категорий, как: 

  1. Право – возможность воспользоваться определенным положительным результатом общественного развития, а отрицательным результатом общественного развития - только при наличии Национальной программы по его искоренению либо, если этого достичь нельзя, максимально возможной его минимизации.
  2. Свобода – такая же возможность, но с дополнительным акцентом внимания на ее альтернативности и беспрепятственности.
  3. Обязанность – установленное государством правило поведения, полнота и точность исполнения которого поддерживается государственным принуждением».
  4. Интерес - возможность использовать право, свободу и/или обязанность иного социосубъекта в своих целях».

Новейшие религиозные секты и движения могут представлять и отрицательный результат общественного развития, констатация чего должна осуществляться на основе светского и теологического консенсуса с учетом общечеловеческих ценностей, а полное искоренение или максимально возможная минимизация отрицательного результата воздействия такой секты или движения следует реализовывать в рамках соответствующей Национальной программы.

  • Сбалансированности правового статуса социосубъектов:

«Физические лица по правовому статусу равны от рождения, т.е. имеют равный природный правовой статус.

Внутренний баланс правового статуса социосубъекта обеспечивается тем, что определенный объем его прав, свобод и интересов должен обусловливать появление соответствующего объема его обязанностей.

Внешний баланс правового статуса социосубъектов проявляется в соотношении правового статуса одного социосубъекта относительно правового статуса иного социосубъекта, что определяется возрастом и состоянием здоровья лица, а также тем, какое именно направление общественной деятельности и с какими собственно полномочиями осуществляют эти социосубъекты»

  1. Пределов правомерности реализации правового статуса социосубъектов:

«Правомерность реализации правового статуса определенного социосубьекта заканчивается там, где начинается нарушение любой из базисных составляющих категорий (права, свободы, обязанности, интереса) правового статуса другого социосубьекта, когда правотворческие государственные органы обязаны избегать и искоренять конкуренцию правовых статусов различных социосубьектов, а там где это невозможно, допускать только кратковременную конкуренцию их правовых статусов, в которой должен уступать тот социосубъект, который, исходя из общечеловеческих ценностей и принципа справедливости, имеет более низкий уровень мотивации к такой реализации, а при равенстве этих уровней - тот социосубъект, реализация правового статуса которого в условиях конкуренции начинается либо должна начаться позже». 

  1. Алогичности реализации правового статуса за счет ущемления любой из базисных категорий правового статуса иного социосубъекта:

«Является правонарушением использование прав, свобод, обязанностей и/или интересов одного социосубъекта за счет ущемления любой из базисных категорий правового статуса иного социосубъекта, за исключением случаев конкуренции их правовых статусов, должным образом компенсационно урегулированных законом».

  • Базисной конституционной обязанности государства и основной направленности деятельности государственных органов:

 «Базисную обязанность государства и основную направленность деятельности государственных органов составляют:

  1. Познание природного (основанного на общечеловеческих ценностях и принципе справедливости) правового статуса (прав, свобод, обязанностей, интересов) социосубъектов (физических или юридических лиц либо государства или межгосударственного образования).
  2. Правовое признание этого правового статуса социосубъектов (преобразование природных прав, свобод, обязанностей и интересов социосубъектов в субъективный правовой статус физических, юридических лиц, государства, межгосударственного образования).
  3. Обеспечение реализации названного правового статуса указанных социосубъектов.
  4. В случае нарушения данного правового статуса социосубъекта восстановление его права, свободы, обязанности или интереса посредством:
    • Возмещения физического, материального и/или первичного и вторичного морального ущерба.
    • Иного восстановления нарушенного правового статуса социосубъекта».

VIII. Сущности ухудшения правового статуса социосубъектов: 

«Ухудшением правового статуса социосубъектов являются:

  1. Сужение существующего содержания и объема прав, свобод и/либо интересов физических и/или юридических лиц либо несбалансированное расширение содержания и объема их обязанностей.
  2. Расширение существующего содержания и объема прав, свобод и/либо интересов государства и/или межгосударственных образований либо несбалансированное сужение содержания и объема их обязанностей.

Не является ухудшением или улучшением правового статуса физических и/или юридических лиц расширение существующего содержания и объема обязанностей физических и/или юридических лиц либо сужение содержания или объема обязанностей государства и/или межгосударственных образований, которое сбалансировано соответствующим расширением содержания и объема прав, свобод и/либо интересов физических и/или юридических лиц».

  1. Первой ступени абсолютной недопустимости ухудшения правового статуса социосубъектов:

«Общественное развитие и, как следствие, его правовое регулирование, может осуществляться только в направлении улучшения правового статуса физических и/или юридических лиц, а потому не может приниматься новый правовой акт или вноситься изменения в действующий правовой акт, которые ухудшают содержание и объем правового статуса указанных разновидностей социосубъектов».

  1. Второй ступени относительной недопустимости ухудшения правового статуса социосубъектов:

«Новые правовые акты и внесенные изменения в существующие правовые акты не имеют обратной силы, то есть не распространяются на те правоотношения, которые начались до вступления данного правового акта в силу, кроме правовых актов, улучшающих правовой статус физического и/или юридического лица».

  • Исчерпывающего перечня обстоятельств, исключающих общественную опасность или вредность деяния:

«Предусмотренные Общей  частью Антикриминального, Административного, Трудового, Де-факто имущественно-договорного или Де-юре имущественно-договорного кодекса Украины деяния теряют свою общественную опасность или вредность и превращаются в правомерные общественно полезные деяния при наличии следующих обстоятельств: 

  • добросовестного незнания соответствующей нормы правового акта;
  • конкуренции норм права;
  • кратковременной конкуренции правовых статусов различных социосубъектов;
  • необходимой обороны;
  • мнимой обороны;
  • крайней необходимости;
  • деяния в ситуации оправданного риска;
  • задержания лица, совершившего правонарушение;
  • совершения правонарушения вследствие психического или физического воздействия;
  • совершение правонарушения в результате выполнения законного приказа или распоряжения;
  • совершения правонарушения вследствие выполнения специального задания по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию организованной группы правонарушителей».

Указанный Административный кодекс Украины должен появиться вместе с Кодексом административного судопроизводства Украины посредством развития Кодекса Украины об административных правонарушениях, Трудовой кодекс Украины вместе с Кодексом трудового судопроизводства Украины – развития Кодекса законов о труде Украины и ряда других процедурных трудовых законов, а под Де-факто имущественно-договорным и Де-юре имущественно-договорным кодексом Украины имеются ввиду соответственно Гражданский кодекс Украины и Хозяйственный кодекс Украины.

Для наиболее правильной и деликатной легализации и размежевания деятельности новейших религиозных сект и движений имеют значение и многие другие разработанные авторами новые доктрины и концепции юриспруденции, рассмотрение которых ожидает других авторских публикаций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Кириченко А. А. Сто десять лучших доктрин и концепций научной школы профессора Аланкира (приглашение к дискуссии) : научный гипердоклад / А. А. Кириченко, Ю. А. Ланцедова, А. С. Тунтула и др. / 54 489 слов. Европейская научная лига юристов. – К. : ЕНЛЮ «Consensus omnium», 2013. – 160 с.
  2. Кириченко А. А. Гипердоклад о более двухстах пятидесяти лучших доктринах и концепциях юриспруденции научной школы профессора Аланкира: коллективная монография / А. А. Кириченко, Ю. А. Ланцедова, А. С. Тунтула и др. – Второе издание. - Николаев: Ник. нац. ун-т им. В. А. Сухомлинского, 2015. – 1008 с.

Іван Павло ІІ

«…лише свобода, яка підпорядковується Правді, приводить людську особу до її правдивого добра. Добром особи є перебувати в правді та чинити правду»

(Енцикліка «Сяйво Істини» 84)

 

Андрей Шептицький

«Час воєнний утруднює людині кермуватися вказівками тверезого, ясного розуму, освіченого вірою. Верх беруть почування, вразливість, пристрасть, а з того нерозважні кроки, шкідливі не тільки для одиниці, але і для загалу, для цілої родини, громади й народу. Ця небезпека в положенню так особливо труднім, в якім находиться наш народ, стається прямо грізна»

(Пастирське послання до духовенства про обов'язок перестерігати вірних перед намовами провокаторів та агітаторів)
01.09.1939 р.

Якір

У ранньохристиянському мистецтві якір був символом надії. Згідно з Апостолом Павлом, надія «…для душі є ніби якір, безпечний і міцний...» (Євр. 6:18-19). Якір ототожнюється з Ісусом Христом і хрестом, а також святим Климентієм, папою Римським (мученицька смерть – прив’язаний до якоря та кинутий у море) і святим Миколою (покровителем моряків). Якір, увінчаний хрестом, став символом головної християнської ідеї – Надії на порятунок.

Copyright © 2022 All Rights Reserved.