БЮРО КИЄВО-ГАЛИЦЬКОГО ВЕРХОВНОГО АРХИЄПИСКОПСТВА УГКЦ

У СПРАВАХ НОВІТНІХ РЕЛІГІЙНИХ РУХІВ І СЕКТ

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА РЕЛИГИОЗНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

кандидат философских наук, доцент

заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин 

УО «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина»

© Иванчина Ольга, 2017

Современный мир даёт человеку гораздо больше материального комфорта, чем это было столетие назад. Но при этом человек не стал чувствовать себя в большей безопасности. Одной из гуманитарных опасностей современности выступает деятельность новых религиозных движений, которая приводит к деструктивным последствиям как для личности, так и для всего общества. Поэтому проблема религиозной безопасности в настоящее время весьма актуальна даже для высокообразованных людей, так как в техниках вовлечения и психологических манипуляциях адептов используются базовые психологические потребности человека.

Религиозная безопасность включает в себя ряд аспектов:

  • информационный (трансляция информации не только посредством живой проповеди, но через Интернет-сайты, социальные сети, видео-хостинги, вебинары);
  • вероисповедный (продолжается процесс появления всё новых конфессий, как посредством формирования вне конфессиональной эклектической религиозности, так и посредством откола от традиционных конфессий);
  • юридический/уголовно-правовой (для представителей неокультов уже сложились типичные криминальные проявления для каждого объединения, основанные на конкретных религиозных убеждениях);
  • морально-нравственный (каждая религия формирует свой «тип» человека посредством формулирования понятий «идеального человека» (святого, праведника) и «грешника»). Поэтому мировоззрение и система ценностей у людей одного вероисповедания,как правило, довольно типичны. Действия и мотивация деятельности верующих основываются обычно на религиозных убеждениях.

Каждый из указанных аспектов требует своего исследования и формулирования актуальных мер превенции для деятельности неокультов. Но, на наш взгляд, именно необходимость контроля за потоками информации требует самого внимательного аналитического исследования. Кто владеет информацией – тот владеет миром. Современные информационные войны продемонстрировали значимость как независимых источников информации, так и значимость критического и аналитического мышления.

В статье 130Уголовного кодекса Республики Беларусь предусмотрена ответственность за разжигание религиозной, социальной и иных видов вражды [1]. Данный вид нарушения закона характерен почти для всех неокультов, противопоставляющих себя традиционным культурообразующим религиям. Однако к уголовной ответственности представителей таких объединений обычно привлекают только тогда, когда имеют место человеческие жертвы. Наличие пострадавших – это главный критерий, который применяется для запрета деятельности неокультов. 

В настоящее время во многих странах мира функционирует институт религиоведческой экспертизы. Однако чаще всего исследованию подвергается «внешняя» литература объединения, а культовая практика и секретные тексты секты остаются за рамками экспертизы. Ввиду этого обстоятельства свидетельства бывших адептов представляют особенный интерес, они раскрывают такие факты о деятельности объединения, узнать о которых иными способами не представляется возможным. Кроме того, не всегда идеи, прописанные в сакральных текстах, реализуются на практике. Поэтому исследование любой религиозной организации должно быть комплексным, включать в себя различные позиции. 

Мы предлагаем выявлять «гуманитарное измерение» каждого вероучения и конфесии, используя шкалу в баллах от 0 до 100 [2]. С помощью балльного измерения международные организациив настоящее время исследуют самые разные процессы (уровень социального напряжения, условия для ведения бизнеса и т. д.), поэтому данный метод, на наш взгляд, можно применить к исследованию религий как на региональном, так и на глобальном уровнях.

Мы предлагаем оценивать «гуманитарное измерение» по следующим критериям, значимым для каждого общества:

  1. Уровень безопасности личности в конкретной конфессии (во-первых, со стороны своей общины; во-вторых, со стороны конфессий, негативно относящихся к данному вероучению). Это позволит получить как оценку самых гонимых и преследуемых религий, так и оценку продолжительности жизни адептов конкретной конфессии.
  2. Уровень агрессивности последователей религиозного объединения по отношению к обществу, находящемуся за пределами данной конфессии.
  3. Уровень толерантности/терпимости к иным вероисповеданиям.
  4. Степень открытости для внешнего мира (может быть от полной открытости до полного изоляционизма).
  5. Уровень личной свободы верующего (возможность свободного передвижения, распоряжения своим временем, выбор супруга и др.).
  6. Количество судимостей адептов конфессии по разным категориям преступлений (корыстные, насильственные, половые преступления, мошенничество и др.).
  7. Уровень социального капитала (насколько возможна для адептов конкретного вероисповедания бескорыстная помощь для людей иного вероисповедания).
  8. Гендерная концепция объединения (статус женщины/мужчины в объединении, отношение к детям, количество разводов по религиозным основаниям и др.).
  9. Методы рекрутирования/вовлеченияадептов (качественный и количественный аспекты). Качественный анализ предполагает исследование допустимости методов с точки зрения их оценки:
  • на истинность (допускается ли использование обмана, сокрытия информации);
  • на моральность (используются ли гипноз, манипуляция сознанием, суггестия, галлюциногены и др.);
  • на противоправность (возможны ли угрозы, шантаж, физическое насилие и др.).

Количественный аспект фиксирует численность конкретных фактов применения негативных методов, формируя, таким образом, статистику по методам рекрутинга. 

  1. Формирование сектантского типа личности. Профессиональные психологические исследования имеют возможности выявления:
  • количество одинаковых, стереотипных реакций в общине на культурный вызов (нормой являются разные, неодинаковые реакции, так как все люди разные по темпераменту, образованию и все они должны быть свободны);
  • уровень распространённости суицидальных настроений; – уровень агрессивности в целом.
  1. Необходимость денежных пожертвований и их размеры.

Балльное измерение разных аспектов любой религии позволит не только эффективно использовать всю информацию о конкретных конфессиях, выявлять культурообразующие и деструктивные конфессии. Чёткая систематизация и классификация религиозности – это рационализация знания об иррациональном феномене. Безусловно, любое математическое измерение может иметь погрешности, однако главная цель исследования духовных, социальных процессов – это выявление основных тенденций и ключевых аспектов. Кроме того, подобные данные будут предельно ясны для органов власти различных государств, принимающих важные решения для обеспечения религиозной безопасности граждан.

Некорректность математического исследования духовных феноменов может заключаться в человеческом факторе, в субъективной оценке. Для её исключения необходимы научный подход с чётко сформулированными методиками, математическая точность, качественно-количественный аспект в исследованиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. с доп. и измен.от 05.01.2016 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2017.
  2. Иванчина, О. Н. Религиозная безопасность в современном мире / О. Н. Иванчина // Bezpieczenstwo czlowieka a solidarność: monografie № 142 / Zbior prac pod redakcia naukowa E. Jarmocha, A. W. Świderskiego, I. A. Trzpil. – Siedlce: Wyd-woUn-tu Przyrodniczo-Humanistycznego w

Siedlcach, 2013.– С. 251–257; Иванчина, О. Н. Индекс религиозной безопасности: принципы и идеи / О. Н. Иванчина / Bezpieczenstwo czlowieka a religia: monografie № 143. / Zbior prac pod redakcia naukowa E. Jarmocha, I. A. Trzpil. – Siedlce: Wyd-woUn-tu Przyrodniczo-Humanistycznego w

Siedlcach, 2013. – С. 201–204; Иванчина, О. Н. Проблема религиозной безопасности в современном мире / О. Н. Иванчина // Уголовная политика Республики Беларусь: состояние и пути совершенствования: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф., г. Барановичи, 12–13 мая 2016 г. / М-во образования Респ. Беларусь, УО «БарГУ». – Барановичи: БарГУ, 2016. – С. 168–169.

Іван Павло ІІ

«…лише свобода, яка підпорядковується Правді, приводить людську особу до її правдивого добра. Добром особи є перебувати в правді та чинити правду»

(Енцикліка «Сяйво Істини» 84)

 

Андрей Шептицький

«Час воєнний утруднює людині кермуватися вказівками тверезого, ясного розуму, освіченого вірою. Верх беруть почування, вразливість, пристрасть, а з того нерозважні кроки, шкідливі не тільки для одиниці, але і для загалу, для цілої родини, громади й народу. Ця небезпека в положенню так особливо труднім, в якім находиться наш народ, стається прямо грізна»

(Пастирське послання до духовенства про обов'язок перестерігати вірних перед намовами провокаторів та агітаторів)
01.09.1939 р.

Якір

У ранньохристиянському мистецтві якір був символом надії. Згідно з Апостолом Павлом, надія «…для душі є ніби якір, безпечний і міцний...» (Євр. 6:18-19). Якір ототожнюється з Ісусом Христом і хрестом, а також святим Климентієм, папою Римським (мученицька смерть – прив’язаний до якоря та кинутий у море) і святим Миколою (покровителем моряків). Якір, увінчаний хрестом, став символом головної християнської ідеї – Надії на порятунок.

Copyright © 2022 All Rights Reserved.