БЮРО КИЄВО-ГАЛИЦЬКОГО ВЕРХОВНОГО АРХИЄПИСКОПСТВА УГКЦ

У СПРАВАХ НОВІТНІХ РЕЛІГІЙНИХ РУХІВ І СЕКТ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИРЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 кафедра теории и истории государства и права 

УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

 © Цюга Светлана, 2017

 Республика Беларусь имеет уникальное геополитическое и культурное положение в Европе. На духовную сферу Беларуси оказывали влияние достижения различных культур. В настоящее время религиозный фактор играет большую роль в развитии белорусского общества и вопросы взаимодействия государства и религиозных объединений особенно актуальны. От эффективности государственной политики в этой сфере во многом зависит состояние межконфессиональных отношений, психологический климат и общественно-политическая ситуация в стране. Ведь свобода вероисповедания является одним из фундаментальных прав человека в современном демократическом обществе.

«Для современной религиозной ситуации в Республике Беларусь характерен ряд тенденций. Во-первых, значительно возросло число религиозных организаций. Во-вторых, появилось множество религиозных объединений ранее не известных в нашей стране, в том числе имеющих деструктивный характер. Поэтому правовое регулирование деятельности религиозных организаций сейчас имеет огромное значение» [1].

Можно выделить три уровня правового регулирования данных общественных отношений: 1) международные правовые акты, содержащие основополагающие идеи, принципы религиозной свободы и носящие в целом правоустанавливающий характер; 2) Конституция Республики Беларусь и Законы Республики Беларусь, упоминающие о свободе совести, освещающие какуюлибо сторону индивидуальной или коллективной формы деятельности граждан и религиозных организаций; 3) иные нормативные правовые акты (Указы Президента Республики Беларусь, Постановления Совета Министров Республики Беларусь, правовые акты органов исполнительной власти и др.).

Деятельность религиозных организаций регулируется также нормами иных отраслей права (гражданского, трудового, уголовного, административного права). Имеются акты локального характера (решения органов местного управления).

В Республике Беларусь правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовые основы создания и деятельности религиозных организаций устанавливаются и гарантируются Конституцией Республики Беларусь

(ст.ст. 16, 31, 33, 36)[2].

Основное нормативно-правовое регулирование сферы духовных отношений определяется Законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях».Согласно ст, 13,«религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения»[3].

Религиозные организации имеют следующие признаки: вероисповедание;

разработанная культовая практика; проведение богослужений; религиозное просвещение и воспитание своих последователей. Они образуются и действуют в соответствии со своими уставами (положениями) и имеют статус юридического лица.

«Сегодня в Беларуси действуют более 3510 религиозных организаций 26 конфессий и направлений. В их числе православные общины, римско-католические, пятидесятнические (христиане веры евангельской), баптистские, адвентистов седьмого дня, лютеранские, иудейские, мусульманские.

Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь (БПЦ). Она составляет основу конфессиональной стабильности в республике. Сегодня БПЦ реализует ряд программ взаимодействия с республиканскими органами государственного управления.

Укрепляются позиции Римско-католической церкви (РКЦ). РКЦ относится к числу традиционных религий Беларуси. Католики составляют 14,5% населения Беларуси (свыше 1,4 млн. чел.). По состоянию на 1 января 2017 года, в Беларуси насчитывается 493 католических общины.

Протестантские религиозные организации насчитывают более 1 тыс. религиозных общин, 21 объединение, 21 миссия. Исторически традиционным на территории республики является лютеранство, которое насчитывает 27 общин. Наиболее многочисленными среди протестантских направлений являются объединения христиан веры евангельской, евангельских христиан баптистов, адвентистов седьмого дня. Сегодня в Беларуси широко представлены иудейские религиозные объединения. Последователи иудейской веры были известны в Беларуси еще в IX– XIII веках. На сегодняшний день в республике существуют более 50 иудейских общин, которые располагают 9 культовыми зданиями. 

В Республике Беларусь действуют 25 мусульманских религиозных общин. Наибольшее количество зарегистрировано в Гродненской области – 8 общин. В стране действуют 8 мечетей. В 2015 году в Беларуси зарегистрирована буддистская община в Минске "ШенЧенЛинг" традиции Бон» [4].

В Республике Беларусь, на волне религиозного возрождения, появились новые конфессиональные течения. «К новым религиозным движениям (НРД) относят нетрадиционные религиозные группы и течения, получившие распространение в США и Европе в последней трети XX в. Их популярность связана с определенным кризисом традиционных религий… Новые религиозные движения часто действуют как коммерческие предприятия, эксплуатируют доверчивость своих членов, манипулируют сознанием и могут быть связаны с опасными криминальными структурами» [5].

Из НРД в Республике Беларусь зарегистрированы общины Международного общества Сознания Кришны, бахаи. В последние годы в Беларуси были зафиксированы попытки создания деструктивных сект – Белого братства, Аум-Сенрикё, сатанистов и др. Таким образом, наряду с законно существующими и действующими религиозными организациями появились неомистические, псевдорелигиозные секты, которые не прошли процедуру обязательной регистрации в соответствующих государственных органах по делам религий»[6].

Что касается проблемы деструктивных сект, создающих угрозу здоровью и благосостоянию населения, нарушающих неотъемлемые права граждан, обманным путем завладевающих сознанием граждан и их имуществом (Семья Любви, Ахмадиа),ведущих пропаганду насилия (сатанисты), то, по словам уполномоченного по делам религий и национальностей, «она в Беларуси существует, но ее нельзя назвать масштабной».Этому поспособствовала государственная политика по отношению к НРД, предусматривающая ограничительные и запретительные меры. Были «вытеснены в тень» нелегального существования абсолютное большинство новых религий, действовавших в стране.

Таким образом, в условиях растущей религиозности населения, перед государством появилась новая задача – защита духовной сферы жизни белорусского общества от влияния деструктивных религиозных организаций.

Полагаем, необходимо вносить изменения в действующие нормативные правовые акты и разрабатывать новые, детально регламентирующие деятельность религиозных организаций. Современное белорусское законодательство должно быть гарантом реализации права на свободу совести и гарантом защиты граждан от посягательств со стороны деструктивных сект. Также необходимо создание специальных подразделений по практическому противодействию религиозному тоталитаризму на основе опыта зарубежных стран.

В целом же, в Республике Беларусь имеются необходимые правовые предпосылки для полноценного осуществления каждым человеком свободы совести и религиозного вероисповедания, а также созданы благоприятные условия для деятельности религиозных организаций. Государство поддерживает конструктивные инициативы представителей различных религий. В то же время, ведется работа по предотвращению деятельности деструктивных религиозных сект. Заложены основы юридической защиты и контроля за деятельностью НРД. Конечно же, существуют и проблемы, разрешение которых есть и останется важнейшей задачей государства и общества. Но достаточно очевидно, что в Республике Беларусь созданы условия для полного выражения каждой личностью своей духовной свободы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Мурыгина, Ю.А. Правовое регулирование деятельности религиозных организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа

:http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2609. – Дата доступа : 07.03.2017.

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2014. – 48 с. 3. О свободе совести и о религиозных организациях : Закон Респ. Беларусь, 17 дек. 1992 г., № 2054-ХII : в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2010 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
  2. Церковь и религия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://president.gov.by/ru/society_ru/. – Дата доступа : 07.03.2017.
  3. Новые религиозные движения[Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=673. – Дата доступа : 07.03.2017.
  4. Маскалевич, Ю.А. Религиозная секта как деструктивный фактор социализации

[Электронный                        ресурс].                        –                        Режим                        доступа

:http://elib.bspu.by/bitstream/doc/10876/1/0%D1%9F%D0%A0%C2%A0%20%D0%B0%D0%BF%D1 %80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%202007-watermark.pdf. – Дата доступа : 07.03.2017.

 

Іван Павло ІІ

«…лише свобода, яка підпорядковується Правді, приводить людську особу до її правдивого добра. Добром особи є перебувати в правді та чинити правду»

(Енцикліка «Сяйво Істини» 84)

 

Андрей Шептицький

«Час воєнний утруднює людині кермуватися вказівками тверезого, ясного розуму, освіченого вірою. Верх беруть почування, вразливість, пристрасть, а з того нерозважні кроки, шкідливі не тільки для одиниці, але і для загалу, для цілої родини, громади й народу. Ця небезпека в положенню так особливо труднім, в якім находиться наш народ, стається прямо грізна»

(Пастирське послання до духовенства про обов'язок перестерігати вірних перед намовами провокаторів та агітаторів)
01.09.1939 р.

Якір

У ранньохристиянському мистецтві якір був символом надії. Згідно з Апостолом Павлом, надія «…для душі є ніби якір, безпечний і міцний...» (Євр. 6:18-19). Якір ототожнюється з Ісусом Христом і хрестом, а також святим Климентієм, папою Римським (мученицька смерть – прив’язаний до якоря та кинутий у море) і святим Миколою (покровителем моряків). Якір, увінчаний хрестом, став символом головної християнської ідеї – Надії на порятунок.

Copyright © 2022 All Rights Reserved.