БЮРО КИЄВО-ГАЛИЦЬКОГО ВЕРХОВНОГО АРХИЄПИСКОПСТВА УГКЦ

У СПРАВАХ НОВІТНІХ РЕЛІГІЙНИХ РУХІВ І СЕКТ

Іван Павло ІІ

«…лише свобода, яка підпорядковується Правді, приводить людську особу до її правдивого добра. Добром особи є перебувати в правді та чинити правду»

(Енцикліка «Сяйво Істини» 84)

 

Андрей Шептицький

«Час воєнний утруднює людині кермуватися вказівками тверезого, ясного розуму, освіченого вірою. Верх беруть почування, вразливість, пристрасть, а з того нерозважні кроки, шкідливі не тільки для одиниці, але і для загалу, для цілої родини, громади й народу. Ця небезпека в положенню так особливо труднім, в якім находиться наш народ, стається прямо грізна»

(Пастирське послання до духовенства про обов'язок перестерігати вірних перед намовами провокаторів та агітаторів)
01.09.1939 р.

Якір

У ранньохристиянському мистецтві якір був символом надії. Згідно з Апостолом Павлом, надія «…для душі є ніби якір, безпечний і міцний...» (Євр. 6:18-19). Якір ототожнюється з Ісусом Христом і хрестом, а також святим Климентієм, папою Римським (мученицька смерть – прив’язаний до якоря та кинутий у море) і святим Миколою (покровителем моряків). Якір, увінчаний хрестом, став символом головної християнської ідеї – Надії на порятунок.

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

 ДЕСТРУКТИВНЫЕ СЕКТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ:

© Григорович Екатерина, 2017

 Современная религиозная жизнь человечества связанная не только с известными традиционными религиями - христианством, исламом, буддизмом, а и с новыми религиозными учениями и культами, которые становятся фактором духовной жизни общества. Новые нетрадиционные религии - специфическая форма религиозных верований, своеобразный тип организации. В них, как правило, не разработанная система вероучения и культа.

В последние годы неуклонно растет интерес к религии. И этот процесс считается положительным, поскольку возрождаются и укрепляются традиционные белорусские конфессии. Однако нельзя не заметить, что наряду с этим появляются или обретают распространение нетрадиционные религиозные группы и секты. По оценкам экспертов, их количество колеблется от двухсот до пяти тысяч [4, с. 196].

 По оценкам экспертов, прослойка людей, которые могут оказаться в путах сект, не так уж велика, практически она уже выработана. Рост численности одних сект чаще происходит за счет других, к примеру, иеговисты оттягивают своих приверженцев из числа пятидесятников, протестантских организаций. 

Ряд сект используют множество прикрытий и ипостасей, чтобы уйти из-под контроля общественного мнения и ввести в заблуждение потенциальные жертвы. Наиболее показательны в этом отношении Церковь Сайентологии (центры Дианетики, Хаббард-колледжи, Нарконон) и Церковь Унификации (секта Муна). Последняя имеет десятки дочерних организаций, скрывающих свою связь с материнской структурой в целях более эффективной вербовки [1, c. 54].

Деструктивной, т.е. опасной и разрушительной для личности, делают группу не заявляемые открыто религиозные верования, политические или «психотерапевтические», а то, что группа делает с личностью, т.е. многократный и многоуровневый обман и широкое использование психологического насилия, которое во многих случаях нередко сопровождается физическим и сексуальным насилием, шантажом, вымогательством и т.п.

Преступный характер религиозных сект в своей основной, подводной части, хорошо замаскирован и лишь иногда прорывается наружу такими страшными последствиями, как, гибель 923 человек, членов Народного храма в Гайане в 1978 году, 88 сожженных приверженцев Дэвида Кореша в Вако (США) в 1993 году, еще 53 сожженных адепта Храма Солнца в Швейцарии и Канаде в 1994 году, едва не состоявшееся массовое самоубийство «белых братьев» в Киеве осенью 1993 года, 11 жертв и 5000 пострадавших от газовой атаки секты Аум Синрике в Токио в 1995 году. Несомненно, что именно культовый характер ряда экстремистских политических организаций на Ближнем Востоке (например, организация «Хамаc») объясняет непрерывное производство террористовкамикадзе, взрывающих мины на себе.

К наиболее известным деструктивным культам, действующим на территории Беларуси, можно отнести, опираясь на различные источники и свидетельства, следующие группы и организации: Церковь Унификации (Мунисты); Церковь Сайентологии (Дианетика, Хаббард-колледжи, Нарконон); Харе Кришна (Международное общество Сознания Кришны); Трансцедентальная Медитация (ТМ); Раджниш (Ошо); Свидетели Иеговы; Церковь Христа (Бостонская церковь); Лайфспринг (Lifespring); АУМ Синрике; «Белое братство»; «Богородичный центр» (Марианская церковь); Церковь последнего завета (Виссарион); Шри Чинмой; «Дети бога» («Семья любви»); группы движения Нью Эйдж (Новая Эра) и целый ряд других.

 Указанные псевдопедагогические направления не только дискредитируют духовнонравственное наследие в глазах подрастающего поколения. Параллельно с очернением истории, препятствующим национальному самоосознанию учеников, идет насаждение чуждых нашему народу моральных ценностей. Происходит целенаправленная перестройка менталитета будущего общества, своего рода перевоспитание поколения.

 Между членами любой традиционной конфессии и обществом идет постоянный взаимообмен, в то время как деструктивные секты не только забирают из общества молодежь, но и постоянно тянут из него соки, существуя за его счет и ничего не давая взамен [2, c. 356].

Так как все тоталитарные секты считают, что цель оправдывает средства, то все они ставят собственные интересы выше закона. Им всем присуща «двойная мораль» и «двойной стандарт». Если их члены уверены, что цель, поставленная ими перед собой, «праведна» и «справедлива», они не остановятся перед тем, чтобы солгать, украсть, ввести человека в заблуждение, прибегнуть к контролированию сознания своих собратьев или, в конце концов, оклеветать должностных лиц и общественных деятелей, оказывающих им сопротивление и даже физически устранить неугодного им человека или группу лиц. По существу, мы имеем дело с мафиозными структурами, скованными железной дисциплиной и беспрекословным повиновением своему руководству.

Деструктивные секты и культы, применяя различные психологические методы, не только манипулируют религиозными чувствами людей, но и наносят им различные психические травмы, и часто имеют криминальную направленность. Они не только угрожают жизни и здоровью людей, но и представляют собой опасность для общества и государства. В свете последних событий на Кавказе острая необходимость серьезного психологического анализа деятельности современных сект и культов в России еще более обострилась [3, c. 219].

Деятельность ряда новых религиозных организаций в современной Беларуси представляет опасность для национальной безопасности. По оценкам представителей правоохранительных органов, в настоящее время наблюдается тенденция сращивания организованной преступности с тоталитарными сектами и выделения, отдельного вида преступности, связанной с деятельностью религиозных организаций деструктивного характера.

На основе изучения причинного комплекса преступности, связанной с деятельностью тоталитарных сект, можно прийти к выводу о необходимости реализации следующих направлений работы органов внутренних дел по предупреждению преступлений, совершаемых членами религиозных организаций деструктивного характера. А именно:

  1. Создание в системе органов внутренних дел специализированных подразделений для осуществления оценки религиозных организаций на предмет их деструктивности и контроля за их деятельностью, а также для осуществления специальных профилактических мероприятий по пресечению противоправной деятельности подобного рода организаций.
  2. В системе ведомственных учебных заведений необходимо выделить отдельную специализацию для подготовки специалистов по борьбе с религиозным экстремизмом.
  3. Совершенствование направлений организации работы с личным составом органов внутренних дел по профилактике религиозного экстремизма.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1996. – 83 с.
  2. Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия. / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство СТ», 2002. – 624 с.
  3. Еленский В. Феномен новых религиозных движений: Белое Братство. // ДиаЛогос: Религия и общество 1997. Альманах. –М.: «Истина и Жизнь», 1997. –211-223с.
  4. Мартинович В.А. Интеллектуальный тип конверсии. // Религия и общество – 2: актуальные проблемы современного религиоведения: Сб. науч. Трудов / Под общ. Ред. В.В.Старостенко, О.В.Дьяченко. –Могилев.: МГУ им. А.А. Кулешова, 2007. –С.195-197.

Copyright © 2019. All Rights Reserved.